В ближайшие 20 лет в мире будет продано приблизительно 16 000 магистральных самолетов на сумму 1 000 млрд. долларов. Сегодня, когда с дистанции сошли "МакДоннел Дуглас" и российские производители самолетов, в мире остались только два реальных претендента на это золотое дно - американская корпорация "Боинг" и европейский консорциум "Эрбас Индастри".
"Боинг"
Первую модель молодой лесопромышленник из Сиэтла Вильям Боинг создал в 1916 году. Фирма занималась почтовыми перевозками, что позволило ей пережить кризис 1929 года. Во второй раз спасение пришло из Европы: война всегда стимулирует развитие авиации. "Боинг", то конкурируя, то работая совместно с "Дугласом", выпускал бомбардировщики Б-17 и Б-29 и сразу после войны приступил к созданию принципиально нового турбореактивного самолета - четыре двигателя, мощный корпус, возможность преодолевать огромные расстояния. Новый самолет был готов к 1954 году и получил название
"Боинг 707". Эта машина положила начало знаменитой серии пассажирских самолетов. (Кстати, на другом конце мира, в СССР, уже два с половиной года летал турбореактивный "Ту-104". Но
рожденный в условиях отсутствия конкуренции, наш самолет быстро утратил позиции лидера.) Выпустив на линии "Боинг-707", фирма выиграла свою главную битву. Самолет произвел революцию в коммерческой авиации, но компания "Боинг" не скоро смогла окупить затраты. Финансовое
положение спасла следующая модель - "Боинг-727" - более легкий внутриконтинентальный самолет. Во время кризиса 1969 - 1971 года (десятикратное повышение цен на нефть) руководители фирмы проявили необыкновенное упорство и изобретательность. Они сделали ставку на наукоемкие отрасли
производства, запустили проект "Боинг-747" и приняли участие в космической программе. "Боинг" снова начал набирать обороты. Сегодня после слияния с "МакДоннел Дуглас", это крупнейшая аэрокосмическая корпорация, которая контролирует 70% мирового рынка магистральных самолетов, является основным подрядчиком НАСА по проектированию и созданию американских компонентов Международной космической станции, участвует в программах "Шаттл", "Морской старт" и других. Вместе с "Майкрософт" и "Теледесик" компания "Боинг" создает "Интернет в небе" из 288 спутников.
"Эрбас"
28 октября 1972 года с аэродрома Бланьяк взлетел гигант весом 130 тонн, с надписью на борту "Airbus A300B". Этот полет явился предвестником грядущего переворота в авиационной промышленности. Европа бросала вызов сорокалетней американской монополии на рынке реактивных авиалайнеров. 25 июля 1967 года три европейских правительства - французское, британское и немецкое
- приняли решение приступить к выпуску новых лайнеров. Правительственная поддержка привела к тому, что соперничающие друг с другом европейские фирмы (французская "Сюд Авиасьон", немецкая МВВ и британские "Хокер-Сидлей" и "Роллс-Ройс") внесли миллиард долларов на разработку самолета.
Сегодня "Эрбас Индастри" - гигантский промышленный консорциум - собственность четырех фирм: "Аэроспасьяль" (Франция), "Даймлер-Бенц Аэроспейс Эрбас" (Германия), "Бритиш Аэроспейс" (Великобритания) и CASA (Испания). Штаб - квартира консорциума расположена
в Тулузе (Франция). На предприятиях "Эрбас" работают 30 тысяч человек. На уровне международного сотрудничества в эту деятельность включены еще около 100 тысяч сотрудников.
Boeing - 747/Боинг 747 (747,74M,744)
Длина |
71 м. |
Высота |
19.30 м. |
Размах крыльев |
60 м. |
|
|
Число мест |
390 - 416 |
Скорость |
890 - 920 км/ч |
Дальность полета |
12900 км. |
Вес |
385,6 т. |
|
|
Вот уже четверть века это самый большой пассажирский самолет и самый большой продукт американского экспорта. Широко используется как для пассажирских перевозок, так и для карго а также в комбинированных вариантах. На верхней палубе обычно размещается салон первого класса.
Boeing 777 / Боинг 777 (777)
Длина |
63,7 м. |
Высота |
18,5 м. |
Размах крыльев |
60,9 м. |
|
|
Число мест |
295 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
11000 км. |
Вес |
263,062 т. |
|
|
На сегодняшний день самый современный из Боингов нового поколения, реально составляющий конкуренцию разработкам Эрбас Индастри. Используется как на средних, так и на дальних магистралях.
Boeing 767 / Боинг 767 (767)
Длина |
54,94 м. |
Высота |
15,8 м. |
Размах крыльев |
47,57 м. |
|
|
Число мест |
269-330 |
Скорость |
897 км/ч |
Дальность полета |
9670 км. |
Вес |
159,755 т. |
|
|
Семейство Боинг-767 - серия самолетов, предусматривающих максимальную рыночную эксплуатационную гибкость. Двойной проход между рядами кресел создает максимальный комфорт для трансатлантических перелетов, и доступен в трех моделях: 767-200ER ( 224 пассажиров в двух классах или 181 пассажирах в трех-классовой конфигурации),767 -300ER (с размещением для 269 в двух классах и 218 в трех классах) и самый новый член из 767 семьи - 767-400ER. Боинг 767-400ER способен перевозить 304 пассажира в двух
классах, или 245 пассажирах в трех-классовой конфигурации с дальностью полета 5,645 миль. Поставки 767-400ER начались в августе 2000 года.
Боинги 757 и 767, пожалуй, уникальный случай в самолетостроении. Совершенно разные по коммерческому
профилю эти два лайнера имеют практически идентичные системы управления, что позволяет авиакомпания, эксплуатирующим Боинги 757 / 767, иметь достаточную гибкость в назначении и использовании летного экипажа и адаптации к изменению рыночных условий. Значительная экономия извлекается также из общих
инспекционных требований и ремонтной базы для этих лайнеров.
Более 26 авиакомпаний во всем мире эксплуатируют лайнеры 757s и 767s серий.
Boeing 757 / Боинг 757 (757)
Длина |
47,32 м. |
Высота |
13,6 м. |
Размах крыльев |
38,05 м. |
|
|
Число мест |
192-239 |
Скорость |
750 км/ч |
Дальность полета |
7240 км. |
Вес |
115,60 т. |
|
|
По материалам сайта компании Boeing (www.boeing.com)
Боинг 757 имеет самые низкие эксплуатационные расходы на кресло/милю из всех реактивных лайнеров с одним проходом (между рядами), и более низкую стоимость перелета, чем любой самолет с двумя проходами между рядами кресел в салоне. Исключительная эффективность 757-го позволяет этому лайнеру выполнять полеты почти из любого аэропорта в мире, включая расположенные в высокогорье и в полосе жаркого климата, с короткими взлетно-посадочными полосами, или имеющие "шумовые ограничения". Боинг 757 достаточно дружественная машина по отношению к окружающей среде.
757 снискал определенное пассажирское одобрение. Бортовые опросы показывают, что пассажиры
предпочитают 757 всем другим самолетам с одним межрядным проходом и многим самолетам с двумя
проходами. Боинг 757 имеет идентичное управление с 767, упрощая обучающие требования к летному
составу. Универсальный Боинг-757 может в равной степени эффективно выполнять, как трансатлантические
и другие достаточно длительные рейсы, как и маршруты на короткие расстояния.
Boeing 737 / Боинг 737 (732/733/734/735)
Длина |
36,45 м. |
Высота |
12,5 м. |
Размах крыльев |
25,90 м. |
|
|
Число мест |
131 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
3700 км. |
Вес |
68,40 т. |
|
|
Примерно четверть века назад этот лайнер завоевал на коротких рейсах воздушные линии всех континентов. Естественно, что за истекшие годы он постоянно совершенствовался. Значительно улучшены его материалы и оборудование, аэродинамические свойства и, прежде всего, двигатели. Сегодня он вновь воплощает в себе последние достижения аэронавигационной технической мысли.
McDonnel Douglas MD-11 / МД-11 (M11)
Длина |
61,6 м. |
Высота |
м. |
Размах крыльев |
51,7 м. |
|
|
Число мест |
285-410 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
13 000 км. |
Вес |
280 т. |
|
|
По материалам сайта компании Boeing (www.boeing.com)
Из "сверхбольших" широкофизюляжных лайнеров, MD-11 на сегодняшний день самый современный. Данный самолет имеет сложную палубу и современные автоматические средства управления полетом, которые значительно уменьшают рабочую нагрузку на пилота. МД-11 производится на Лонг Бич
(Калифорния) подразделением Douglas Products компании Боинг. Во всем мире сеть субподрядчиков и поставщиков поддерживает линию сборки.
MD-11 изготавливается в четырех модификациях - пассажирский, карго, конвертируемый и комбинированный ("combi").
Существует широкое разнообразие компоновки салона. Вместимость лайнера изменяется от 285 в трех-классовой кофигурации до 410 в моноклассовой (эконом.). Ниже основной палубы, конструкция MD-11 обеспечивает вместительное пространства для контейнизированного или пакетизированного груза даже после того, как весь багаж пассажиров загружен, что приносит дополнительный доход эксплуатантам.
Улучшенная аэродинамика, современные двигатели и системы управления, кабина экипажа и конструкция салона способствуют эффективности и экономичности всех моделей MD-11.
Проект по созданию MD-11 был начат 30 декабря 1986 года. Первый лайнер был собран 9 марта 1988. Первый полет был 10 января 1990 года.
McDonnel Douglas MD-90 / МД-90 (M90/M93/MD9)
Длина |
46,5 м. |
Высота |
м. |
Размах крыльев |
32,87 м. |
|
|
Число мест |
153-172 |
Скорость |
812 км/ч |
Дальность полета |
4 000 км. |
Вес |
75 т. |
|
|
По материалам сайта компании Boeing (www.boeing.com)
Boeing MD-90 средней вместимости, среднего радиуса действия воздушный лайнер, который обслуживает потребности путешественников и авиалинии и сегодня и, безусловно останется популярным в 21-ом столетие. Самый тихий из больших коммерческий двухдвигательных лайнеров, явился органичным развитием серии самолетов DC-9, Boeing 717 и MD-80.
После начала разработки в ноябре 1989, и первого полета 22 февраля 1993, лайнер получил сертификат FAA и был поставлен Delta Airlines в феврале 1995.
MD-90 был разработан, чтобы быть технически и экономически конкурентоспособным, инкорпорируя
много рентабельных технологий. Самолет оборудован современными средствами управления (electronic flight instrument system - EFIS, full-flight management system - FMS, state-of-the-art inertial reference system), кабина пилотов оборудована матричными мониторами контроля систем управления и управления двигателями.
MD-90 оборудован двумя двигателями International Aero Engines V2500, которые достаточно экономичны, обладают низкой эмиссией и уровнем шума
В компоновке салона MD-90 используется популярная кофигурация - пять (3+2) кресел в ряд (с одним проходом). Широкие кресла (минимальное количество кресел, находящихся между двумя другими),
широкий проход, позволяют путешественникам наслаждаться комфортом и низким уровнем шума в салоне.
McDonnel Douglas MD-80 / МД-80 (M80/81-83/MD8)
Длина |
45,1 м. |
Высота |
9 м. |
Размах крыльев |
32,8 м. |
|
|
Число мест |
152-172 |
Скорость |
812 км/ч |
Дальность полета |
4 000 км. |
Вес |
63-72 т. |
|
|
По материалам сайта компании Boeing (www.boeing.com)
MD-80 -тихий, экономичный, двухдвигательный лайнер, был заверен Федеральным управлением
авиации в августе 1980 и введен в эксплуатацию на авиалиниях в октябре 1980. Двигатели Пратт и Уитни
JT8D-200, в купе с эффективной аэродинамической конструцией, позволяют MD-80 соответствовать всем
действующим шумовым нормам.
Четыре модели MD-81, MD-82, MD-83, и MD-88 имеют максимальную вместимость 172 пассажиров. MD-87 - 139 пассажиров. Самолет производится подразделением Douglas Products компании Боинг в Калифорнии.
Диапазон использования MD-80 достаточно широк - от международных и внутренних рейсов до чартерных
перевозок. Первыми коммерческое использование MD-80 начали Swissair и Austrian Airlines. Самый большой парк данного типа самолета имеет American Airlines -275 единиц. Кроме того, 35 MD-80
было собрано и эксплуатируется в Народной Республике Китай.
MD-80s летают больше чем в 420 аэропортов. На данных машинах выполняется более 4,800 ежедневных
рейсов.
Airbus A340/Аэробус А340 (340)
Длина |
67,8 м. |
Высота |
17,8 м. |
Размах крыльев |
63,6 м. |
|
|
Число мест |
440 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
15750 км. |
Вес |
257 т. |
|
|
"Непревзойденный фаворит с самого рождения!"... "...самый современный в мире реактивный самолет для сверхдальних рейсов...", "...пример экологического подхода в
самолетостроении..." Такими восхищенными отзывами откликнулась мировая пресса на появление этой машины в 1993 году.
Airbus A330 family / Аэробус А330 (330)
Длина - 63,7 м.
Высота - 16,83 м.
Размах крыльев - 60,3 м.
Число мест - 253 (три класса), 293 (два класса)
Скорость - 0,86 Мах.
Дальность полета - 12350 км.
Вес - 230 т.
По материалам сайта
компании Airbus (www.airbus.com)
При вместимости 253 пассажира в трех-классовой компановке, самолет имеет дальность полета до 12,300 км. Оснащается двигателями Дженерал Электрик CF6-80E, Pratt и Whitney PW4000 или Rolls-Royce Trent 700.
A330 создан на базе наиболее передовых решений и имеет наиболее современный дизайн в семействе Аэробусов А330/340. Лайнер идеально подходит для потребностей рынков средней емкости. Благодаря своей универсальности самолет с успехом обслуживает линии, как средней, так и сверхдлинной протяженности.
Удобный салон, великолепное отношение полезной нагрузки к радиусу действия, полная унификация внутри семейства A330/340 ставят данный лайнер вне конкуренции
Создание самолета A330 в рамках семейства - первая и беспрецендентная программа, разработанная, чтобы позволить авиакомпаниям выбирать различные модели самолета, для наиболее полного удовлетворения постоянно меняющихся потребностей в развитии парка. Различные конфигурации позволяют наиболее эффективно реализовывать потенциал рынка.
Airbus A300/ Аэробус А300
Длина |
67,8 м. |
Высота |
17,8 м. |
Размах крыльев |
63,6 м. |
|
|
Число мест |
440 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
15750 км. |
Вес |
257 т. |
|
|
Выпуск "Аэробуса А300" стал краеугольным камнем в деле победоносного шествия аэробусной
промышленности, производящей современные лайнеры для коммерческой авиации. Это первый в мире широкофюзеляжный двухтурбинный самолет до сих пор считается первым представителем новейшего поколения, предназначенных для полетов на средние и короткие расстояния. Массивный фюзеляж "Аэробуса А300" обладает всеми преймуществами, позволяющими считать его одним из просторнейших
и самых комфортабельных самолетов.
Airbus A310/ Аэробус А310 (310)
Длина |
46,66 м. |
Высота |
15,8 м. |
Размах крыльев |
43,9 м. |
|
|
Число мест |
183 |
Скорость |
858 км/ч |
Дальность полета |
9800 км. |
Вес |
164 т. |
|
|
На развитие современной коммерческой авиации наложили неизгладимый отпечаток два величайших события. В 60-х годах появились реактивные двигатели и спустя почти два десятилетия в кабинах пилотов утвердилась компьютерная техника. Предвестником этой эры стал "Аэробус А310". Бортовые компьютеры аэробуса не только управляет всеми воздушными маневрами. Они также взаимно
контролируют друг друга. Однако самым значительным достижением является новая технология
управления самолетом. Вместо обычного штурвала "Аэробус А310" оснащен так называемыми
"боковыми рычагами", которые мгновенно передают все управляющие команды пилота в виде электронных цифровых сигналов.
Airbus A321/Аэробус А321 (32S/321)
Длина |
44,5 м. |
Высота |
11,8 м. |
Размах крыльев |
34,1 м. |
|
|
Число мест |
174-182 |
Скорость |
750-850 км/ч |
Дальность полета |
3100 км. |
Вес |
83 т. |
|
|
Удлинненый на 7 метров фюзеляж отличает данную машину от "Аэробуса А320" (см.), что
позволило увеличить количество кресел до 182.
Airbus A320/Аэробус А320 (320)
Длина |
37,6 м. |
Высота |
11,8 м. |
Размах крыльев |
34,1 м. |
|
|
Число мест |
138-144 |
Скорость |
850 км/ч |
Дальность полета |
4300 км. |
Вес |
74 т. |
|
|
Один из самых экономичных и экологичных самолетов в мире, "Аэробус А320" с его тихими и
низкоэмиссионными двигателями стал новым мерилом в создании самолетов, предназначенных для полетов на короткие рейсы. К тому же "шумовая зона" (пространство, в границах которого слышен шум) у него на 90% меньше чем у Боинга 727, и он практически не слышен после отрыва от взлетной полосы.
Airbus A319/Аэробус А319 (319)
Длина |
33,8 м. |
Высота |
11,8 м. |
Размах крыльев |
34,1 м. |
|
|
Число мест |
116-126 |
Скорость |
850 км/ч |
Дальность полета |
3650 км. |
Вес |
68 т. |
|
|
Производящийся с 1996 года, уменьшенный вариан "Аэробуса А320" (см.)
ILYUSHIN IL-96 / ИЛЬЮШИН ИЛ-96 (IL9)
Длина |
55,35 м. |
Высота |
м. |
Размах крыльев |
57,66 м. |
|
|
Число мест |
235 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
10 000 км. |
Вес |
164 т. |
|
|
Бывший четырехдвигательный флагман "Аэрофлота"
ILYUSHIN IL-86 / ИЛЬЮШИН ИЛ-86 (ILW)
Длина |
59,54 м. |
Высота |
|
Размах крыльев |
48,06 м. |
|
|
Число мест |
350 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
5000 км. |
Вес |
206 т. |
|
|
Самый большой из российских лайнеров. Используется на загруженных линиях малой и средней
протяженности. На сегодняшний день во флоте "Аэрофлота" 17 таких машин
ILYUSHIN IL-62M / ИЛЬЮШИН ИЛ-62М (IL6)
Длина |
53,12 м. |
Высота |
|
Размах крыльев |
43,2 м. |
|
|
Число мест |
162-186 |
Скорость |
820 км/ч |
Дальность полета |
10000 км. |
Вес |
165 т. |
|
|
Бывший флагман трансконтинентального флота "Аэрофлота", в настоящее време больше используемый на средних расстояниях.
TUPOLEV TU-154 / ТУПОЛЕВ ТУ-154 (TU5)
Длина |
47,90 м. |
Высота |
|
Размах крыльев |
37,55 м. |
|
|
Число мест |
160-180 |
Скорость |
850 км/ч |
Дальность полета |
4000 км. |
Вес |
98 т. |
|
|
Тяговая лошадка "Аэрофлота", используемая как на регулярных рейсах средней протяженности, так и для чартерных программ. "Аэрофлот" имеет 29 таких машин.
Используется и иностранными авиакомпаниями стран бывшего социалистического лагеря. На базе
этой модели создаются и специальные правительственные и "бизнес" самолеты
TUPOLEV TU-134 / ТУПОЛЕВ ТУ-134 (TU3)
Длина |
37,05 м. |
Высота |
|
Размах крыльев |
29 м. |
|
|
Число мест |
72-84 |
Скорость |
850 км/ч |
Дальность полета |
2800 км. |
Вес |
47 т. |
|
|
Самый маленький реактивный самолет во флоте "Аэрофлота", почти полностью вытесненный с
международных рейсов.
AVRO INTL AEROSPACE AVROLINER ARJ85 (ARJ)
Длина |
м. |
Высота |
|
Размах крыльев |
м. |
|
|
Число мест |
75-80 |
Скорость |
км/ч |
Дальность полета |
2600 км. |
Вес |
44 т. |
|
|
Это небольшой самолет предназначен для перевозки пассажиров на не очень оживленных маршрутах. Несмотря на свой размер имеет очень просторный и комфортный салон и оснащен четырьмя мощными низкоэмиссионными двигателями. Что позволяет ему приземляться и взлетать даже на самых коротких
взлетно-посадочных полосах.
Canadair Jet (CRJ)
Длина |
м. |
Высота |
|
Размах крыльев |
м. |
|
|
Число мест |
48 |
Скорость |
км/ч |
Дальность полета |
2100 км. |
Вес |
23,5 т. |
|
|
Как и "Avro RJ85" (см.), самолет "Canadair Jet" разработан для небольших авиарейсов по Европе. Однако значительный запас беспосадочного перелета позволяет ему совершать рейсы между самыми отдаленными деловыми регионами Европы. Оснащенность самолета позволяет обеспечивать пассажиров приготовленной на борту горячей пищей. Салон самолета оборудован
прекрасными кожаными креслами.
Fokker 50 / Фоккер 50 (F50)
Длина |
м. |
Высота |
|
Размах крыльев |
м. |
|
|
Число мест |
50 |
Скорость |
км/ч |
Дальность полета |
1300 км. |
Вес |
20,8 т. |
|
|
Этот современный турбопропеллерный самолет воплотил в себе последние достижения авиационной техники. Специальные пропеллеры отличаются низким уровнем вибрации и шума. Двигатели не только экономичны, но и развивают завидную мощность. Прекрасный салон.
|
|